Советы музыкального руководителя
Роль воспитателя в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста
Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе... Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Осуществление процесса музыкального воспитания требует от педагога большой активности. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.
Педагогу-воспитателю необходимо:
1.Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.
2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.
3. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.
4.Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).
5.Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.
6. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.
7. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.
8. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.
9. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.
10. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.
11. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.
12. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкально
го зала для праздников и развлечений.
19 Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.
На музыкальном занятии:
Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.
Слушание музыки:
1 Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;
2 Следит за дисциплиной;
3 Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.
Распевание, пение:
1 Не участвует во время быстрых опросных упражнений;
2 В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;
3 Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;
4 Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;
5 При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;
6 Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном
пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);
Музыкально-ритмические движения и игры:
1 Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;
2 Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —
упражнения на развитие творческой активности детей);
3 Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;
4 Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца
или пляски;
5 Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;
6 Берет одну из ролей в сюжетной игре;
7 Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.
Музыкальные игры в семье
Музыкальное воспитание в детском саду осуществляется в основном на музыкальных занятиях, где под руководством педагога ребенок старается проявлять себя в исполнении песни, танца, передаче образа игры, составлении пляски-импровизации, сочинении и подборе мелодии при игре на музыкальных инструментах. Детей отталкивает все монотонное и скучное, поэтому для них имеет значение занимательный характер проведения занятия.
Музыкально-игровая деятельность способствуют как музыкальному, так и общему развитию детей, помогает воспринимать и любить музыку, развивает музыкальный слух, музыкальные способности, закрепляет представления детей и вызывает интерес к окружающему их миру, обогащает кругозор. Исключительно большое значение имеет музыкально-игровая деятельность для общего физического развития двигательных умений: правильно ходить, бегать, прыгать, двигаться согласованно с музыкой.
Я хотела бы предложить Вам небольшую подборку музыкальных игр. Они очень просты и не требуют специальной подготовки, поэтому в эти игры вы можете играть со своими детьми дома, на семейных праздниках, по дороге в детский сад.
Учитесь танцевать.
Игровой материал: Большая кукла и маленькие (по числу играющих).
Ход игры: У взрослого в руках большая кукла, у детей – маленькие. Взрослый отбивает ритмический рисунок своей куклой по столу, дети повторяют его своими куклами.
Громко – тихо.
Игровой материал: Два кубика: большой и маленький.
Ход игры:
1-й вариант: Детям предлагается спеть песню или послушать песню в записи, после прослушивания дети показывают кубик большой – громко, маленький – тихо.
2-й вариант: Громко или тихо сказать своё имя, помяукать, похрюкать. Взрослый исполняет громко 1-ю часть и тихо 2-ю. На форте дети хлопают в ладоши, на пиано – выполняют
«фонарики». Можно использовать любые движения. Игра проводится сначала только по показу взрослого.
Нарисуй песню.
Цель: Учить определять характер музыки и предавать свои впечатления в рисунке.
Игровой материал: Любая песня, альбомный лист, карандаши или фломастеры.
Ход игры: Предложить детям передать содержание любимой песни при помощи рисунка. Во время рисования, звучит эта песня.
Громко – тихо запоём.
Игровой материал: Любая игрушка.
Ход игры: Ребенок закрывает глаза или выходит из комнаты. Взрослый прячет игрушку, ребенок должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поёт взрослый: звучание песни усиливается по мере приближения ребенка к месту, где находится игрушка или ослабевает по мере удаления от неё. Если ребёнок успешно находит игрушку, при повторении игры взрослый с ребенком меняется ролями.
Угадай мелодию.
Игровой материал: записи песен, фишки.
Ход игры: Исполняется мелодия песни или проигрывается в записи, дети по услышанной мелодии узнают песню и поют вместе с взрослым. За правильно угаданную мелодию участник игры получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.
Танцы сказочных персонажей.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку станцевать танец так, как его бы станцевали сказочные персонажи (лисичка, заяц, медведь, Чебурашка и т.д.).
Родителям, желающим развивать творческий потенциал ребенка, надо вести себя с ребенком на равных. Во всяком случае, фантазировать, в играх с детьми. Ребенок, с его необычной тонкой восприимчивостью, должен почувствовать, что вам нравится фантазировать, выдумывать, играть. Что вы, как и он, получаете от всего этого удовольствие.
Только тогда он раскроется, будет искать творческий момент в любом деле. И наконец, будет сам придумывать новые игры.
Детство – самая счастливая пора жизни. Яркость и богатство впечатлений остаются в памяти навсегда. Праздники детства … они греют нас своим светом всю жизнь! Считается, что ребенок, с раннего возраста погруженный в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям, будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.
Использованные источники:
Анцыпирович, О. Н., Зыль О. Н. Музыкально-эстетическое развитие детей дошкольного возраста (с электронным приложением) : учеб.нагляд.пособие для педагогов учреждений дошк.образования /О.Н.Анцыпирович, О.Н.Зыль. – Минск: Адукацыя i выхаванне, 2012. – 48 с.: ил.
Фольклорные, народные праздники – как форма работы по патриотическому воспитанию
Неотъемлемой частью жизни любого человека является детство. Именно в этот период у ребёнка закладывается ценностное отношение к миру, чувство сопричастности к своему народу, ответственности перед родителями, гордости за свою Родину, любви к ней. Дошкольное учреждение и семья несут ответственность за формирование личности малыша, воспитывают творческое мышление, патриотизм, способность осознанно строить свои отношения с другими людьми. Одним из средств воспитания гражданственности и патриотизма дошкольного возраста может стать музыка. Она является одновременно практической и духовной частью жизни народа, формой общественного сознания, а также средством познания мира. Ребёнок осваивает мир эмоционально - образно, познавая его через переживание и сопереживание, т. е. через чувство. Любой вид музыкальной деятельности развивает малыша. Значит, музыка может способствовать идеологическому воспитанию. Музыкальные занятия способствуют формированию и усвоению гражданственно-патриотических критериев и ценностей, развитию музыкальной и социальной одарённости.
Можно выделить главные условия, при которых успешно формируется гражданственность у ребёнка в музыкальной деятельности: целенаправленный репертуар, привитие уважения к национальной символике (гербу, флагу, гимну), убеждённость педагога.
С целью формирования гражданственности у ребёнка используются различные формы работы по музыкальному воспитанию дошкольников: музыкальные занятия, праздники, развлечения, досуги, режимные моменты. В репертуар обязательно включается народный фольклор, авторские произведения патриотического характера, имеющие героическое содержание, отражающие любовь к Родине, красоту родной природы, гуманность, доброту и мудрость нашего народа. А также репертуар произведений, отражающих красоту природы родной страны, её деревень и городов, лесов, полей и озёр, в которых рассказывается о труде народа. Именно фольклорные произведения раскрывают глубину национальной культуры, дают полное и глубокое представление о музыкальном наследии нашего народа, его истории, способствуют развитию идейного и духовного богатства. Благодаря включенности ребенка в деятельность по подготовке праздников, он становится не простым зрителем, а соучастником происходящего. Распевая песни, участвуя в народных танцах, водя хороводы, играя на народных музыкальных инструментах, играя в народные игры, дети нравственный кодекс, заложенный во всем этом, принимают к действию.
Основываясь на нашем опыте, можно сказать, что знакомство с детским музыкальным фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, а так же многому учит. Развивается речь, формируются нравственные привычки, обогащаются знания о природе. Детский музыкальный фольклор является ценным средством воспитания ребёнка, имеет большое значение в приобщении его к истокам родного, истинного русского народного творчества.
Через фольклор можно решать следующие воспитательные задачи:
- Развитие творческих способностей дошкольников;
- Знакомство детей с разнообразными формами детского музыкального фольклора
- Знакомство детей с традициями и образами белорусского народа;
- Развитие эмоционального восприятие народной музыки в различных видах музыкальной деятельности.
- Расширение представлений детей о народных праздниках, обычаях и традициях белорусского народа;
- Воспитание эстетических чувств.
- Воспитание устойчивого интереса и любви к народному искусству.
Жизнь в детском саду должна быть яркой, богатой впечатлениями. Здесь на помощь нам приходят праздники и развлечения. Цель всего нашего коллектива - сделать детский праздник незабываемым, открыть детям окно в мир удивительных чудес, оставить яркий след в душе ребёнка. Музыкально - фольклорный материал направлен на то, чтобы помочь детям выразить свои чувства через песни, танцы, стихи, прибаутки. Основу музыкального репертуара составляет музыка для детей, фольклор, народная белорусская музыка. Используется в аудиозаписи современная музыка, доступная для восприятия детям. Красота праздничного действа, образная выразительная речь, песни и хороводы - прекрасный материал для эмоционально — эстетического и нравственного воспитания детей.
Какие же народные праздники мы отмечаем в нашем детском саду? «Восеньскі кірмаш», «Калядкі», «Гуканне вясны», "Спас", "Дажынкі", "Купалле". Фотолтчеты этіх меропріятій можно найті на нашем сайте.
Народные праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей.
Нельзя прерывать связь времён и поколений. Чтобы не исчезла душа нашего народа, так же, как встарь, должны наши дети быть участниками традиционных белорусских праздников, петь песни, водить хороводы, играть в любимые народом игры.
И тогда белорусская песня, поэтическое слово станут близкими детям и любимыми ими, будут способствовать пробуждению любви к родной природе, национальному искусству, развитию интереса к истории народа, его быту, а значит и к фольклору, как источнику развития народной культуры в музыкальном воспитании ребенка дошкольника.
Развитие музыкальных способностей детей
Для развития музыкальных способностей детей младшего
дошкольного возраста рекомендуется:
* Начинать музыкальное развитие ребенка, как можно раньше.
* Обратить внимание на правильный подбор игрушек. Они должны быть с нежным, мелодичным звучанием.
* Устранять все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотичная речь и т.д.) Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
* Петь песни вместе с ребенком, стараясь услышать, чтобы ваш ребенок подпевал в песне музыкальные фразы.
* Двигаться вместе с ребенком в соответствии с характером музыки, начиная
движения с началом музыки.
*Выполнять танцевальные движения: хлопать в ладоши и одновременно притопывать одной ногой, поворачивать кистями рук - "фонарики"
* Играть с ребенком на музыкальных инструментах - бубне, погремушке.
* Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становится, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (её содержания, характера).
*Не говорить, что у вас "немузыкальный ребенок", если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
Для развития музыкальных способностей детей
среднего дошкольного возраста рекомендуется:
* Начинать музыкальное развитие ребенка, как можно раньше.
* Упражнять детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски.
Слушая музыку вместе с ребенком, обращайте внимание на характер музыки (веселая - грустная)
* Учить детей ориентироваться в ритме.
Предлагаем вам стихи- песенки, которые помогут развить у детей ритмическое чувство. Их можно использовать в часы досуга, на прогулке. Их можно петь, но можно и просто весело проговаривать. Они сами зададут правильный ритм.
Дождик. Зайчик.
Кап-кап, тук-тук, - Ушки длинны, куций хвост,
Дождик по дорожке! Небольшой у зайки рост.
Выбежали дети, В огороде побывал,
Ловят капли эти, Там капусты пожевал.
Выставив ладошки. Длинноногий, скок да скок! Мы за ним - он наутек.
* Петь песню вместе с ребенком; стараясь услышать, чтобы он запомнил текст.
* Попросить ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
* Вместе выполнять движения, отвечающие характеру музыки.
*Вместе выполнять танцевальные движения: пружинку, поскоки, кружение по одному и в парах, а также движения с предметами ( с ленточками, куклами).
*Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становиться, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (её содержание, характер).
Для развития музыкальных способностей детей
старшего дошкольного возраста рекомендуется:
* Начинать музыкальное развитие ребенка как можно раньше.
* Охранять детский слух от резких слуховых эффектов. Устранять все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотичная речь и т.д.)
* Петь песню вместе с ребенком; постараться обратить внимание, чтобы он запомнил текст.
* Попросить ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
* Исполнить песню " по ролям":
- сначала поет голосок, а ладошки отдыхают;
- голосок "спрятался", а ладошки хлопают ритм песни.
* Попросить ребенка "спеть" песенку ладошками.
* Вместе выполнять танцевальные движения, в соответствии с характером музыки.
* Посещать концертные залы, театры, рассказывать о музыкальных инструментах.
* Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становиться, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки (её содержание, характер). Дайте ребенку "путеводную нить" к сопереживанию: помогите ребенку отыскать в душе и в своем жизненном опыте - в памяти - те чувства и переживания, которые уже были когда-то испытаны им самим и которые созвучны характеру и содержанию прослушиваемой музыки.
* не говорить, что у вас "немузыкальный ребенок", если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.
Для развития музыкальных способностей детей
6 - 7 летнего возраста рекомендуется:
* Начинать музыкальное развитие ребенка, как можно раньше.
* Устранять все, что нарушает правильное развитие слуха (громкие звуки, хаотичная речь и т.д.) Важна охрана детского слуха от резких слуховых эффектов.
* упражнять детей в различении музыкальных тонов и музыкальной окраски. Слушая музыку вместе с ребенком, обращать внимание на характер музыки (веселая- грустная).
* Петь песню вместе с ребенком: постараться, чтобы он запомнил текст.
*Учить детей ориентироваться в ритме. Попросить ребенка петь и одновременно тихонько хлопать в ладоши, отмечая ритмический рисунок песни.
* Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами.
* Не расстраиваться, если пение, движения ребенка далеки от совершенства: системное количественное наполнение показателей обязательно перейдет в качественный рост.
*Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных - значит, задачей взрослого является устранение нежелательного "тормоза".
* Чем активнее общение вашего ребенка с музыкой, тем более музыкальным он становиться, но не забывайте помогать ребенку в понимании прослушиваемой музыки ( её содержания, характера).
* Не говорите, что у вас "немузыкальный ребенок", если вы пока ничего не сделали, чтобы эту музыкальность у ребенка развить.